Специальный доклад 301 за 2015 год

30 апреля 2015 года Торговым представительством США (United States Trade Representative) был опубликован ежегодный Специальный доклад 301 (Special 301 Report) о нарушениях интеллектуальных прав в мире. В этом отчёте также уделяется внимание вопросам развития и применения законодательства, регулирующего защиту прав на интеллектуальную собственность.

Традиционно Россия входит в список Priority Watch List - перечень стран, в которых ситуация с нарушением интеллектуальных прав наиболее удручающая.

Кроме РФ в списке особого мониторинга находятся Алжир, Аргентина, Венесуэла, Индия, Индонезия, Китай, Кувейт, Пакистан, Таиланд, Украина, Чили, Эквадор.

Разумеется, о Российской Федерации сказано немало.

Одной из важнейших проблем в этой сфере в России является масштаб распространения онлайн-пиратства и нарушения интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. И хотя, как упомянуто в докладе, "антипиратское" законодательство РФ эволюционирует, его воздействие неоднозначно. Кроме того, это законодательство требует активной доработки. Действительно, так называемый, "антипиратский закон" сложно назвать проработанным нормативным актом, поскольку проблемы толкования и последующего применения изменений, вносимых законом, начинаются уже в используемой терминологии. Также констатируется резкое снижение борьбы с нарушением авторских прав пользователями, как и количество полицейских рейдов и уголовных дел. В целом в докладе отмечается низкая активность правоохранительных органов в отношении нарушений интеллектуальных прав, совершённых не с помощью сети Интернет. При этом выделяется и то обстоятельство, что многие пиратские сайты имеют хостинг в России, что вредит не только экономике РФ, но и экономикам других стран.

К наиболее распространённым нарушениям, на которые обращено внимание в Специальном докладе 301, помимо нарушений авторского права, также относится неправомерное использование товарных знаков в контрафактных товарах. Отдельно упомянуто, что контрафактные товары, в частности, агрономические химикаты, электроника, потребительские товары, автомобильные запчасти и механизмы продолжают производиться и продаваться на территории России, что наряду с продолжением контрабанды контрафактных товаров из Китая не может не вызывать озабоченность западных правообладателей.

В указанном докладе также отмечается, что США выражают обеспокоенность распространением контрафактной фармацевтической продукции, которая производится, продаётся и распространяется, в том числе, в России (с. 14).

Также по мнению Торгового представительства США, в России имеются существенные недостатки процедуры оспаривания заявок на регистрации товарных знаков заинтересованными лицами (с. 16), что лишает правообладателей возможности эффективной защиты своих брендов от недобросовестных регистраций третьих лиц. Поскольку это утверждение недостаточно конкретизировано, согласиться с ним достаточно сложно.

Не обошлось и без политики. Последнее предложение в разделе, посвещённом РФ выглядит так:

Although the U.S. Government has curtailed bilateral engagement with Russia on a myriad of issues in response to Russia’s actions in Ukraine, the United States continues to monitor Russia’s progress on these and other matters through appropriate channels.

Что можно примерно перевести как:

Хотя правительство США сократило взаимное сотрудничество с РФ в бесчисленном количестве вопросов в качестве ответа на действия России в Украине, США продолжают следить за прогрессом России в этих и других сферах через подходящие источники.

Остаётся лишь выразить глубочайшее сожаление, что даже в таком, казалось бы, сугубо статистическом отчёте мы также имеем неудовольствие созерцать западный нарратив в призме украинского вопроса.

Опубликовано